Школа- центр образования на селе.

Выступление директора МОУ ООШ д. Ряймяля на совещании руководителей общеобразовательных учреждений Питкярантского муниципального района 16.02.2017г.

 

   Какая она  сегодня – малокомплектная сельская школа? На сегодня в школе обучаются 36 учеников с 1 по 9 класс, 6 классов- комплектов, нет 8 класса. Первый и третий класс –один класс-комплект - учитель Полунина Т.А., (опыта  работы с 2 классами - комплектами не имела).  Второй и четвертый тоже класс-комплект- учитель Штатько С.А. (свидетель открытия и закрытия начальной школы в д. Мансила , кроме того выпускница нашей школы).

     Двадцать девять учащихся проживают в д. Ряймяля, остальные на подвозе: три ученика из деревни Мансила, один ученик из деревни Погранкондуши. Для них организован подвоз на ГАЗели. Трое учащиеся из п. Салми, они ездят в школу с учителем, который живет на территории п. Салми, а работает у нас.

Седьмой год  мы реализуем ФГОСы. Можно выделить ряд проблем и трудностей при их  реализации, с которыми столкнулась и наша школа.

      Но проблемы решаются сообща. А вот трудности, с которыми встречается малокомплектная  школа требуют особого внимания и нестандартного подхода к их решению. Ибо закрыть учреждение легко: все было понятно, когда закрывали школу в д. Орусъярви, в д. Погранкондуши – старые финские постройки, отсутствие воды, канализации, удобств, а в д.Ряймяля в это время построили современную школу, отвечающую всем требованиям, с лучшими условиями. Родители безболезненно отнеслись к подвозу учащихся в школу, хотя расстояние до школы 20-22км-немалое. И совсем не понятна реорганизация детского сада « Солнышко» в нашей деревне, а Дом культуры д. Ряймяля, который скоро будет год  как на замке. На очереди по Дорожной карте реорганизация МОУ ООШ д Ряймяля, а причина одна -    затраты большие. К сожалению, последние годы мы живем  в режиме ожидания закрытия. Рождаются новые трудности: состояние и обслуживание дорог, содержание школьных автобусов. Мы постоянно будем подвергать наших детей опасности. Ребенок должен будет выезжать каждый день в школу, когда есть хорошее здание рядом с домом, есть учителя в деревне.  А родитель должен жить ожиданиями: как доехали, как приедут, ведь в дороге всякое бывает, в том числе неохраняемый железнодорожный переезд.  Возможно, что экономически это и выгодно, однако такое решение проблемы малокомплектной школы существенно ущемляет права ребенка и делает его учебу гораздо затруднительнее. А не повторится ли история с дошкольными образовательными учреждениями, которую мы пережили, не придется ли потом открывать школы: то ли разрушенное ремонтировать , то ли новое строить?

Сохранение педагогических кадров на нашей территории очень непростой вопрос. Он был на селе и раньше. Мы называли это текучестью  кадров. Отработав три года, специалист уезжал. Поэтому, долгое время коллектив не отличался стабильностью. Сегодня в школе работают  8 учителей, директор школы, 0,5 ставки зам. директора по УВР, 0,5 ставки преподаватель-организатор ОБЖ, 1 ставка педагога дополнительного образования, которая разделена между тремя работниками, я их называю «узкие специалисты» (достались и ставки, и кадры от реорганизованного Дома творчества п. Салми  - занятия, которые ведут эти педагоги дополнительного образования помогают организовать внеурочную деятельность: в конце 2016 года нас предупредили о прекращении финансирования с января 2017г., если не получим лицензию на программы дополнительного образования. Два месяца плотно поработали – получили лицензию на ведение программы дополнительного образования с детьми и взрослыми но 2 направлениям: художественное ( кружки «Умелые ручки» и «Деревообработка и декоративное оформление») и физкультурно-спортивное (кружок «Картинг-спорт юных»). 2 внешних совместителя: учитель английского языка из языковой школы г. Питкяранта, и учитель музыки из школы п. Салми. Восемь педагогов из 14 чел.(62%), это  – выпускники Питкярантского района. Три педагога  из восьми (38%) это выпускники школы Ряймяля.

Одним словом школа укомплектована кадрами. Все предметы ведутся специалистами. Но каким трудом? Спасибо Плетневой Е.И. (помощь в поиске учителя английского языка), Червяковой И.Ю. (разрешение на совмещение учителю музыки). Другая проблема: учителя - предметники ( кроме учителя математики и учителя физкультуры) не имеют полной нагрузки. Наши учителя соглашаются  работать совместителями в других школах (Червяков И.Б. работает по совместительству в школе №2 учителем географии). В будущем? А если пенсионеры подадут заявление на увольнение? (из 14 чел пенсионеров 9 чел.-64%. Или то, что случилось  у нас с учителем математики в этом году? (умерла после тяжелой болезни) Жилья даже худенького нет, а раньше за школой закреплялись квартиры 

« учительская квартира» и даже «учительский дом» – реконструированное здание старой школы под 14 учительских квартир».

Беспокоит ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено школы, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в Ряймяля. Дети, которые приходят в 1 класс из д. Мансила и д. Погранкондуши  понятия не имеют, что такое детский сад. А это значит, они не получили соответствующей подготовки  к школе. Наше дошкольное учреждение « Солнышко»  закрыто в 2011году, при количестве 16 чел. , дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс. Обещанный подвоз не устраивает родителей. Посещаемость страдает, дети болеют. Ожидание автобуса – пока в вестибюле школы, а когда двери школы будут закрыты, это автобусная остановка. Надо видеть и слышать слезы, капризы детей которые не хотят ехать в детский сад. Проблемы с закрытием бензозаправки еще более усугубляют сложившуюся ситуацию. Как факт: неделю не могли обеспечить подвоз дошкольников в детский сад, а их на сегодняшний день 15 человек.

Социальное положение семей школьников. Кто они наши родители?

28 семей: с 1 ребенком -46 %

                    С 2 детьми  -36%

                   5 семей -18% многодетные (3-4 ребенка)

Образовательный уровень родителей:

В двух  семьях  у одного из родителей высшее образование (учительские семьи  Штатько, Крылова)

46% полные семьи,

32% неполные семьи,

14% дети из  опекаемых (1 семья) и приемных семей (2семьи) (Всего 5детей),

Воспитывают бабушки -2 ребенка,

В 23 семьях заняты трудом один или оба родителя,

5 мам сидят по уходу за детьми

В 1 семье мама не работает, папа проживает в Петрозаводске, с 2 детьми живут на пенсию бабушки.

Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Беспокоит социальная среда, которая далеко не всегда ока­зывает положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.

          Так что, прежде чем утверждать, что малокомплектные школы - это проблема, стоит подумать о возникновении проблемы, если таких школ не станет. 

Демографическая ситуация в деревне неблагоприятная

В населенном пункте Ряймяля на 1 января 2017г прописано 689 человек, а проживают 389, так как  отсутствие производства заставило мужей, отцов  покинуть дом  в поисках работы   по Карелии, Санкт-Петербург, не проживают студенты, а те, кто получил образование, остались работать в городе, но прописаны они, в большинстве, в деревне. Пример: в 3-х комнатной квартире живет одна бабушка, а прописано7 человек - дети, внуки

Из населенных пунктов нашего района  д. Ряймяля находится в самом худшем положении. Почему? У нас нет никакого производства уже больше 10 лет.

В 2004 году, подводя итоги работы школы за 22 года  озвучиваем цифры 233 чел. получили среднее образование из них 61 чел. живут и работают в деревне – это  26 % Школа готовила кадры для с/х предприятия: трактористы, водители, возвращались воспитатели д/с, учителя в школу.

Возьмем другой промежуток времени. Выпускники с 2005года  по 2011год: из 60 выпускников средней школы в деревне живут 2 чел. Оба без работы один из них с высшим образованием.

Рождаемость: 2016г.-  5 чел. (1)  2015г.-  4 чел.(1)  2014г.- 6 чел. (2)   2013г.- 3 чел. (1)     2012г.   – 4 чел.     2011г.-  4 чел.    2010г.-  2 чел.

Мы привыкли слышать, что деревня живет, пока есть школа.  Нет!   Деревня  и школа живут, пока есть производство. Мы убедились в этом на своем примере.

          Можно говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской школы и сельской школы и можно говорить о разном качестве образования.

Но у сельской школы есть и огромные преимущества. Главное состоит в том, что сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры.

        Школа в маленькой деревне - это не только центр образования для маленьких жителей, но и культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Наша школа  без всяких проектов, программ стала социально-культурным центром.  В спортивном зале по вечерам три раза в неделю собираются  «настоящие» мужчины д. Ряймяля и п. Салми на волейбол. Еженедельные занятия женского клуба « Радуга» и великолепные выставки ручных работ женщин. В актовом зале концерты художественной самодеятельности для населения, встречи в период предвыборных кампаний, сельские сходы, собрания ЖКХ,  а в последнее время мы заметили, что на общешкольные мероприятия  родители приходят уже без приглашения, но кроме того, приходят жители, у которых  детей-школьников уже нет : День Знаний, Новогодний праздник, День матери, день Победы, День лыжника уже считаются не школьными, а деревенскими праздниками.

Мне понравилась фраза: «Нам нужно сохранить село, нам нужно сохранить сельскую школу для того, чтобы там развивались люди, достойные ХХI века».

              Качественное образование – это то, которое влияет на социум. Гордостью образования должно стать не то, сколько выпускников поступило в вузы, а то, на какие преобразования на селе повлияли выпускники. Именно через конкретные дела, в которых участвуют и сельские дети, и взрослые, формируется позитивное отношение к сельскому образу жизни, понимание его преимуществ, возрождение культурных традиций на селе.

Мы, к сожалению, ушли, потеряли эту идею и не понятно вернемся ли к ней.

Официальный интернет-портал правовой информации

Государственная система правовой информации

Министерство Образования и Науки РФ

Видеоролики, направленные на повышение социального статуса педагога.

Управление образованием Питкярантского района

Министерство образования Республики Карелия

Центр оценки качества образования

Модернизация образованием в Республике Карелия

Российский общеобразовательный портал

Официальный информационный портал ЕГЭ

Официальный информационный портал ГИА